Марецкий Павел Чеславович
Беларусь, август 2004 года.
Отец, всегда говорил: «Мы, Марецкие - одной крови, одной валоки»
Поездка на батькавщину. 11.08.2004 г. - 13.08.2004
Маршрут туда: - город Фаниполь (Минская область, Дзержинский район) - деревня Сивцы (около Кривичей, Минская область, Мядельский район) - Мядель (Минская область, Мядельский район) - деревня Посопово (Минская область, Мядельский район) - поселок Нарачь (Кабыльник, Минская область, Мядельский район) - деревня Лотва (Минская область, Мядельский район, Лотвянский с/с) – деревня Рожки (Минская область, Мядельский район, Лотвянский с/с) - деревня Груздово (Витебской области Поставского района) - город Поставы (Витебская область, Поставский район).
Обратно: Поставы – Мядель – Вилейка – Молодечено – Заславль - Фаниполь.
Собрались ехать всей семьёй: я, Павел Чеславович Марецкий, жена Наталья, сын Виталий, дочь Виктория и путешествовали по выше указанному маршруту на легковом автомобиле, автомобиль был оборудован радиолюбительской радиостанцией - позывной EW2MP/M. Во время путешествия периодически поддерживалась радио связь с радиолюбителями Минской и Витебской областей, что помогало иногда при выборе пути следования.
Одна из главных точек нашего маршрута деревня Сивцы (проездом через Кривичи), там проживает двоюродный брат отца, Марецкий Марьян Сильвестрович. О Марецких он ничего не знает, т. к. его отец Сильвестр умер, когда Манюсь был маленький, поэтому информацией о Марецких он не располагает. Единственное что узнали - отца Манюся звали Сильвестр, а не Адам, как предполагали ранее. Так же встретились с сыном Манюся, Анатолием - моим троюродным братом.
Немного погостив, выехали в Мядель, затем в деревню Посопово, где встретились с моей тётей - родной сестрой отца - Шеймо (Марецкой) Еленой Витальевной. Узнали, что у Марецких Виталия Францевича и Анны, был первый ребёнок мальчик, каторый сразу умер, затем родилась Елена (Гэлька) и мой отец Чесь. Узнали и то, что родившиеся в Рожках Вацэк, Лёля и Адам (их отец - Марецкий Ясь (он же Ян, Иван) Адамович приходятся нам родственниками, это троюродные братья и сестра. По рассказу отца, когда проживали в Поставах, то Лёля Ивановна Марецкая одно время жила у них. Вацлав Иванович живёт в Нарочи, Адам Иванович в Мяделе.
Посетив родственников в Нарочи (Кабыльниках) поехали в деревню Лотва, где осмотрели кладбище на предмет нахождения захоронений Марецких или Маржецких, но захоронений с такими фамилиями не обнаружено, местные жители про такие фамилии и не слышали. По карте нашли деревню Рожки, которая насчитывала перед 2-й мировой войной 85 дворов, а сейчас там живут два коренных жителя и семья переселенцев с Чернобыльской зоны. Деревня заброшена, и практически исчезает с лица земли. Встретились с коренной жительницей Рожков Пилецкой (Широкой) Яной (Яниной, Яней) Владимировной, которая много итересного поведала про деревню и её жителей.
Меня интересовала следующая информация про Марецких:
1. Ясь (Ян, Иван) Адамович Марецкий, его дети – Вацэк, Лёля, Адам (назван в честь деда) – как я писал о них выше, это родня.
2. Фердинанд (Фэрдусь) - отчество неизвестно – Марецкий и его дети – Рэня, Генюсь и Альбина. Проживают они похоже в Новополоцке.
3. Марецкая Татьяна (по мужу), а её муж - Юзик Марецкий был арестован в 30-х годах, посажен в тюрьму, спустя много лет выяснилось, что после войны он попал в Польшу там и проживал (на каком-то этапе жизни потерял одну ногу). С первой семьёй до последних лет связь не поддерживал. В Польше у него, образовалась своя семья , я думаю тоже Марецкие. Дети Татьяны и Юзика – Таня, Ян, Лёдя и Антя. Семья Тани Марецкой, переехала в Подмосковье, где и они и проживают (а где?).
Марецкая Теофилия (мать Юзика) похоронена на кладбище деревни Рожки 1889-1960, памятник ставил Ян не так уж давно во время приезда в Беларусь.
4. Мой дед Марецкий Витольд (Виталий) Францевич, его дети Чесь и Гэлька (Гэлена, Елена). Его родной брат Сильвестр Францевич (у него на попечении был мой несовершеннолетний дед Виталий поскольку их отец рано умер). Когда Виталий решил жениться, оказалось что всё движимое и недвижимое имущество было оформлено на брат Сильвестра Францевича. Виталию пришлось с помощью родственников жены, выкупить часть отцовской земли и часть строений, брат продал всё и уехал. Долгое время о Сильвестре не было ничего неизвестно. После рождения сына Манюся, через несколько лет Сильвестр умер, двоюродные братья Чесь и Манюсь впервые узнали о существовании друг друга и встретились в начале 70 годов, причём случайно.
5. С нашими родными проживала семья глухонемых: мать, сын, дочь. Прозвище матери Цюхелиха, её сын ремонтировал часы (а во время войны оружие партизанам), дочь была портниха. фамилия их неизвестна. можно предположить, что они тоже были Марецкие. Во всяком случае, никто это не отрицает.
Адрес моего деда был: Marecki Witold - Марецкий Виталий Францевич, 1895 год рождения, воеводство Виленское, повет Поставский, гмина Груздова, вёска Рожки.
Место, где проживали семьи Марецких и семья глухонемых, в деревне называлось—Марэцшчына (деревня Рожки разделялась на так называемые места, имеющие свои названия. Это около трёх-четырёх таких мест имеющих свои различные, индивидуальные названия, сложившиеся от каких либо обьединяющих причин, возможно родства. Родственники наверно, старались селиться друг около друга. Да и надел земли сначала был общим, а затем, по мере взросления детей, женитьбы и т. п. от него нарезались родственные наделы, но они теоретически должны находиться рядом.
Семей Марецких на конец 19 века в Рожках проживало 4 или 5.
Пилецкая Яна Владимиривна показала, где находились дома и земельные участки Марецких, а также других жителей деревни. Она провела нас на кладбище Рожковское, могилы представляют из себя старинные плиты, замшелые камни, кресты – памятники 18 - 20 веков. Мы в впятером проверили вдоль и поперёк всё старое и зарастающее кладбище, и, что особенно удивило, в основном здесь захоронения жителей Рожков носителей пяти-шести фамилий, которые проживали здесь. Всего в Рожках фамилий было около шести. Но Марецких только одно захоронение, матери Юзика - Марецкой Теофилии (1889-1960). Ни более старых, ни более свежих захоронений Марецких не обнаружено! Хотя жителей Рожков хоронили только на своём кладбище. Этого я не ожидал. Яна Владимировна это не смогла объяснить? Да и отец мой, также не дал этому факту объяснения! Может предки Марецких, хоронили умерших там, откуда, они пришли в Рожки? Вполне возможно, что Марецкие были пришлыми, если нет захоронений носителей их фамилии? Загадка осталась.
Посетили Груздово, просмотрели надгробья двух кладбищ (польского и русского), там нет ни Марецких, ни Маржецких. Местные жители про такие фамилии и не слышали. В Груздове был костёл, церковь, где венчались, крестились жители Рожков. Итог: кладбища Груздово, Лотвы и Рожков не имеют захоронений Марецких (только Марецкой Теофилии 1889-1960) а ведь только там, могли и должны были захоранивать своих усопших Марецкие? Ведь это кладбища их региона, да и культовые сооружения, находились лишь в Груздово. Загадка.
Появилось много вопросов, о существовании которых, я даже и не догадывался.
Я понимаю, что Марецкие, проживающие в Рожках, это потомки некоего Марецкого пришедшего в это место по какой-то причине и обосновавшегося там. В Рожках семьи имели от шести до двенадцати детей, а у носителей фамилии Марецких было максиум четверо, а у моего деда и прадеда вообще по двое. Почему так? Янина Владимировна рассказывала, что к Марецким любили ходить на сяло, т .е. гости. Сказала, что я похож на Марецких даже голосом и манерой разговора!!!. Она рассказала, что есть книги памяти (действительно, есть книги во всех районах республики Беларусь), где всё расписано по населённым пунктам и по жителям. Попробую поискать в библиотеке.
Я вёл записи разговоров, потом нашёл запись про Марецкого Фабиана. Он уехал в приймаки в деревню Моучаны Лотвянского с/с, вот только я забыл, кто у него отец и когда уехал, да и Янина Пилецкая, так много рассказывала всего, что голова кругом шла от всего. Фотографировал всё, что находил интересным. Пошлю фото Янине Пилецкой и переспрошу про Фабиана Марецкого, что и как. Я, оставил свой адрес, телефоны, на случай если кто-либо будет искать Марецких.
Попрощавшись с Яниной Владимировной, продолжили путь в Поставы, где привели в порядок могилы деда Марецкого Виталия Францевича и бабушки Анны.
Вечером, погостив у друзей и показав своим детям дом и усадьбу, где я родился, начали обратный путь домой. Я и моя семья посетили родные места, места, откуда, насколько мы знаем, идут наши корни. Думал, что ситуация прояснится, а получилось наоборот – количество вопросов умножилось. Получается, что Марецкий Юзик продолжил род в Польше.
Во время ВОВ деревню Рожки каратели сожгли, имущество разграбили, а жителей угнали в Германию. После окончания войны многие жители Рожков не вернулись в СССР, осели в США, Великобритании, Польше и других странах. Некоторые приезжали в д. Рожки, с ними разговаривала Янина Владимировна Пилецкая. Названы были имена некоторых Марецких, но они на разных языках по различному произносятся и пишутся, например: Виталий - он же Витольд; Ян - он же Иван, он же Ясь, так что возможно в бумагах писалось по одному, а называли в деревне по- другому…
Одни вопросы.
Павел Марецкий.
15.08.2004.
P.S. ВОЛОКА, основная земельная мера и в ВКЛ с середины 16 в. В. включала 30 моргов, или 9000 прутов, земли, по «Уставу на волоки» 1557 составляла 21,36 га.
«Мы, Марецкие - одной крови, одной валоки». Поездка на батькавщину. 11.08.2004 г. - 13.08.2004
- Pawel Marecki
- Сообщения: 60
- Зарегистрирован: 28 фев 2017, 22:51
- Откуда: д. Рожки Поставского повета
- Alex
- Администратор
- Сообщения: 102
- Зарегистрирован: 14 фев 2017, 00:05
- Откуда: Москва-Витебск
- Контактная информация:
Re: «Мы, Марецкие - одной крови, одной валоки». Поездка на батькавщину. 11.08.2004 г. - 13.08.2004
хоть текст и старый и, возможно, неактуально уже. Подкину свою версию:Она провела нас на кладбище Рожковское, могилы представляют из себя старинные плиты, замшелые камни, кресты – памятники 18 - 20 веков. Мы в впятером проверили вдоль и поперёк всё старое и зарастающее кладбище, и, что особенно удивило, в основном здесь захоронения жителей Рожков носителей пяти-шести фамилий, которые проживали здесь. Всего в Рожках фамилий было около шести. Но Марецких только одно захоронение, матери Юзика - Марецкой Теофилии (1889-1960). Ни более старых, ни более свежих захоронений Марецких не обнаружено! Хотя жителей Рожков хоронили только на своём кладбище. Этого я не ожидал. Яна Владимировна это не смогла объяснить? Да и отец мой, также не дал этому факту объяснения! Может предки Марецких, хоронили умерших там, откуда, они пришли в Рожки? Вполне возможно, что Марецкие были пришлыми, если нет захоронений носителей их фамилии? Загадка осталась.
Раньше часто ставили кресты деревянные, особенно, если семья была не очень богатая. Ну а сколько лет простоит такой крест? Поэтому старые могилы могут быть уже и без внешних признаков
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей